Литературовед Н. В. Измайлов пишет: «Линия средневековых баллад на сюжеты, почерпнутые из народных преданий, проходит, так же как и линия античных баллад, через весь центральный период творчества Жуковского. „Светлана“ была явным переосмыслением канонов баллады».
Согласны ли вы с этим суждением? Чем Жуковский в «Светлане» нарушает каноны традиционной баллады? Найдите подтверждение своей точки зрения в тексте баллады.
Каноны средневековых и античных баллад включают развитие сюжетов по двум основным направлениям: героико−исторического характера и любовной тематики. Героические и любовные сюжеты часто переплетались, вбирали в себя мифологические сюжеты.
Баллада «Светлана» В. А. Жуковского стала образцом романтической баллады, созданной на основе славянских фольклорных верований и традиций (вместо мифологических мотивов античности и преданий Средневековья). Сюжет ее основан на святочных крещенских гаданиях, которые проводились с Рождества Христова до Крещения − с 7 по 19 января. Согласно народным поверьям, в этот период нечистая сила могла проникать в наш мир, так как граница между реальным и потусторонним мирами стиралась.
Автор изменил саму структуру баллады, добавив в нее зачин, послесловие, характерные для фольклорных жанров. К тому же, «Светлана» имеет прямо высказанную мораль, подходящюю, скорее для басни:
"Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье»."
Я согласна с высказыванием Н. В. Измайлова, потому что баллады Жуковского действительно изменили некоторые классические каноны и привнесли в жанр много нового.