Какие постановки «Горя от ума» и в каких театрах вы видели? Оцените их с точки зрения понимания авторского замысла.
Я видела постановки "Горя от ума" в театре на Таганке и в театре им. Моссовета. Это два совершенно разных спектакля, каждый из режиссеров увидел в классической комедии Грибоедова что−то свое!
"Горе от ума — Горе уму — Горе ума" Юрия Любимова в театре на Таганке.
Режиссер этого варианта постановки напоминает зрителю, что, несмотря на всю серьезность и долговечность поставленных автором вопросов, классическое произведение − в первую очередь комедия (а комедия − это юмор, карикатурные образы, преувеличения). На сцене минимум декораций: белые полотна, преображающие пространство и создающие иллюзию разных комнат в доме Фамусова. Лиза и Софья встали на пуанты, гости бала в карикатурных фраках, герои поют и танцуют. В этом варианте современного прочтения "Горя от ума" нет полного текста пьесы Грибоедова, нет и остатка от комедии нравов, нет знаменитого монолога "А судьи кто?". Платон Горич в роли суфлера прямо на сцене подсказывает Чацкому крылатые выражения, которые и так известны зрителю.
Герои постановки − люди, которые мыслят по−разному, любят, хитрят, ошибаются. Мне очень понравился образ Чацкого, чьи поступки получили психологизм и размышления. Такое видение приводит нас к изначальным мыслям пьесы, авторскому замыслу, но будто совсем другой дорогой.
"Горе от ума" Александра Яцко в театре им. Моссовета.
В этой постановке текст первоисточника представлен полностью. Режиссер постарался осовременить произведение и сделать его ближе к нынешнему зрителю. В образах актеров использованы современные вещи, например Чацкий − молодой человек в ботинках фирмы Timberland и парке. Все персонажи сыграны очень выразительно. Имеются хореографические вставки, которые, на мой взгляд, очень украшают спектакль. Мне кажется, что главная мысль в этой постановке полностью соответствует замыслу Грибоедова.