Как актёрам удаётся передать характер и общественную позицию героев в монологах и диалогах Чацкого и Фамусова?
Актеры, читающие "Горе от ума" А. С. Грибоедова, используют эмоциональную окрашенность речи, интонацию, силу и громкость голоса, чтобы передать внутренние конфликты персонажей, их характер. Так, Фамусов говорит громко, уверенно, равнодушно, перебивает. В начале произведения, взволнованный долгожданной встречей с Софьей, Чацкий "оживлен и говорлив". Его замечания присутствующим в этот момент почти добродушны, речь, обращенная к Софье, пронизана лирической плавностью, дрожью в голосе, попыткой очаровать. В дальнейшем, по мере обострения социального конфликта, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием и едкой иронией. А Молчалин, например, говорит тихо, заискивающе, почти мямлит. Актеры делают паузы и акценты, меняют темп речи и интонацию для создания напряжения, чтобы выделить ключевые моменты в диалоге − как сюжетные, так и характеризующие героев, и раскрыть их внутренний мир.