Прочитайте статью и обсудите её в классе. Подтвердите слова С. Я. Маршака примерами из пушкинских сказок, которые вы читали.
О СКАЗКАХ ПУШКИНА
Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Слова в них так же скупы, чувства столь же щедры. Зимний пейзаж, являющийся иной раз у Пушкина сюжетом целого стихотворения, даётся в сказке всего двумя−тремя строчками:
"...вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля."
Так же немногословно передаёт поэт в сказках чувства, душевные движения своих действующих лиц:
"Вот в Сочельник в самый, в ночь,
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долгожданный,
Издалеча наконец
Воротился царь−отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла."
Одна пушкинская строчка "Тяжелёшенько вздохнула" говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы и стихов.
Так печально и ласково звучит это слово "тяжелёшенько", будто его произнёс не автор сказки, а кто−то свой, близкий, может быть, мамка или нянька молодой царицы.
Да и в самом этом стихе, который при всей своей лёгкости выдерживает такое длинное, многосложное слово, и в следующей строчке "Восхищенья не снесла" как бы слышится последний вздох умирающей.
Только в подлинно народной песне встречается порой такое же скромное, сдержанное и глубокое выражение человеческих чувств и переживаний.
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово.
"Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей." ("Сказка о мёртвой царевне")
Ни в одной строчке поэту не изменяет вдохновение. Пушкинский стих всегда работает и умеет передавать ритм движения, борьбы, труда.
Стихотворный ритм в сказках Пушкина служит могучим подспорьем точному и меткому слову. Свободный, причудливый, он живо отзывается на юмор и на пафос каждой строфы и строчки.
"Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему." ("Сказка о царе Салтане")
Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем за этой весёлой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьёзная мысль, глубокая мораль.
"Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;..." ("Руслан и Людмила")
Где, в каких словах сказки находит выражение её основная идея? На этот вопрос подчас не так−то легко ответить, потому что мораль пронизывает всю сказку от начала до конца, а не плавает на поверхности.
Пушкинская сказка — прямая наследница сказки народной... Чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном — золотой мерой поэтического совершенства.
"А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»" ("Сказка о попе и работнике его балде")
С. Я. Маршак