Подумайте, почему после прочтения первых двух четверостиший при их насыщенности глаголами и глагольными формами («клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а после чтения последнего четверостишия, в котором несколько глаголов, обозначающих интенсивность цвета («белеет», «синеют»), и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?
Изображаемое пространство в начале стихотворения А.С. Пушкина "Узник" предстает перед читателями, как обреченное, сжатое, унылое и понурое, мрачное и неуютное. В финале пространство, как будто расширяется, стены сырой темницы как бы раздвигаются, границы рушатся и вот она − свобода. Это достигается повторами в последнем четверостишии:
"...пора, брат, пора!"..
"Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»"
Повторы как будто изображают взмахи могучего орла, которые он делает один за другим, оторвавшись от земли и улетает вдаль на свободу.