В каких частях баллады звучат ритмы народных песен? Как актриса передаёт их в своём чтении? В исполнении актрисы передаются самые различные состояния Светланы, быстро сменяющие друг друга. Чем они ...

9 классЛитература

В каких частях баллады звучат ритмы народных песен? Как актриса передаёт их в своём чтении? В исполнении актрисы передаются самые различные состояния Светланы, быстро сменяющие друг друга. Чем они обусловлены? Какими средствами художественного чтения выражены ожидание, радость, тревога, страх, смущение и вновь радостное состояние героини?

В каких частях баллады звучат ритмы народных песен? Как актриса передаёт их в своём чтении? В исполнении актрисы передаются самые различные состояния Светланы, быстро сменяющие друг друга. Чем они ...

Решение

В балладе "Светлана" В. А. Жуковского можно заметить ритмы, напевность народных песен разных жанров. Например, зачин баллады похож на обрядовую песню:
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны..."
Ритм народной песни так же звучит в развязке баллады:
"Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье»."
Актриса, читающая балладу, уподобляется народным мотивам, произносит слова нараспев, ритмично, чтобы слушателю стало очевидно сходство этого произведения с фольклором.
Главная героиня произведения − Светлана, по ходу сюжета испытывает массу переживаний. Она тоскует по возлюбленному, огорчена тем, что он пропал, она сомневается, поддается искушению узнать будущее, волнуется, боится, заинтригована, смущена − все оттенки ее эмоций актриса передает с помощью эмоциональной окраски своей речи, интонациям, изменению силы голоса. Паузы, замедление ритма речи и логические ударения помогают слушателю выделить главные, самые значимые мысли.