Заметили ли вы, как в актёрском чтении проявляется и шутливая, и серьёзная сторона баллады, выражающая национальный характер? Приведите примеры.
В начале баллады "Светлана" В. А. Жуковского, в сцене гадания девушек в крещенский вечер, актриса передает легкость и беззаботность игривыми интонациями в голосе, мелодичностью зачина, создающими радостное настроение, которое отсылает нас к народной традиции.
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали..."
Далее атмосфера становится мистической, таинственной, речь актрисы замедляется, интонация сменяется на сомневающуюся, что передает страх Светланы перед неизведанным потусторонним миром. Протяжно и с придыханием актриса произносит строчку за строчкой:
"Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи."
В этот момент слушатель невольно вспоминает, что хоть гадания и являлись народным развлечением, но церковью все−таки считались грехом, от которого всячески предостерегали.