Подготовьте читательскую конференцию «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума"». Используйте при подготовке материалы учебника, книгу «Читаем, думаем,...

9 классЛитература

Подготовьте читательскую конференцию «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума"». Используйте при подготовке материалы учебника, книгу «Читаем, думаем, спорим ... 9 класс» и ресурсы Интернета.

Подготовьте читательскую конференцию «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума"». Используйте при подготовке материалы учебника, книгу «Читаем, думаем,...

Решение

Презентация для проведения читательской конференции на тему «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума"»
Слайд 1.
Тема читательской конференции: Проблематика, герои и художественное новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Решение рисунок 1
Слайд 2.
Комедия «Горе от ума» была написана в начале 19 века и отражает социальные и культурные проблемы России того времени. Она сочетает в себе элементы комедии и сатиры. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Кроме того в пьесе есть и любовный конфликт, участниками которого являются три персонажа: Софья, Чацкий и Молчалин. Эти сюжетные линии тесно переплетены.
Решение рисунок 2
Слайд 3.
Проблематика комедии "Горе от ума". Социальный конфликт.
В комедии существует 2 конфликта − личный (любовный) и социальный (общественный).
Суть социального конфликта − резкое расхождение сторон на смысл жизни, моральные принципы, ценности, место и цели человека в обществе.
<table><tbody>
<tr>
<td>Взгляды Чацкого</td>
<td>Взгляды фамусовского общества</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="2">О службе, работе</td>
</tr>
<tr>
<td>«Служить бы рад, прислуживаться тошно»;<br>«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту <br>Когда−то укрывал, расшитый и красивый, <br>Их слабодушие, рассудка нищету; <br>И нам за ними в путь счастливый! <br>И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!»;<br>«Чины людьми даются, а люди могут обмануться»<br></td>
<td>Фамусов относится к службе легкомысленно, служит только ради того, чтобы не потерять свое положение в обществе и не лишиться работы: <br>"...обычай мой такой:<br>Подписано, так с плеч долой..."<br>Для молчалина служба − это инструмент, с помощью которого он сможет получать чины, награды, почести и другую выгоду для себя.<br>"Мне завещал отец: <br>Во−первых, угождать всем людям без изъятья; <br>Хозяину, где доведется жить, <br>Начальнику, с кем буду я служить, <br>Слуге его, который чистит платья, <br>Швейцару, дворнику, для избежанья зла, <br>Собаке дворника, чтоб ласкова была"</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="2">О тенденции к образованию</td>
</tr>
<tr>
<td>«Что нынче, так же, как издревле,<br>Хлопочут набирать учителей полки, <br>Числом поболее, ценою подешевле? <br>Не то, чтобы в науке далеки; <br>В россии, под великим штрафом, <br>Нам каждого признать велят <br>Историком и географом! <br>Наш ментор, помните колпак его, халат, <br>Перст указательный, все признаки ученья...»</td>
<td>"Я вас обрадую: всеобщая молва, <br>Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; <br>Там будут лишь учить по нашему: раз, два; <br>А книги сохранят так: для больших оказий";<br>"Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь";<br>"Ученье — вот чума, ученость — вот причина, <br>Что нынче, пуще, чем когда, <br>Безумных развелось людей, и дел, и мнений..."</td>
</tr>
<tr>
<td colspan="2">О богатых, знатных людях, кумовстве</td>
</tr>
<tr>
<td><div>«А судьи кто? — За древностию лет <br>К свободной жизни их вражда непримирима...»;«Не эти ли, грабительством богаты? <br>Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, <br>Великолепные соорудя палаты, <br>Где разливаются в пирах и мотовстве, <br>И где не воскресят клиенты−иностранцы <br>Прошедшего житья подлейшие черты. <br>Да и кому в москве не зажимали рты <br> Обеды, ужины и танцы?»</td>
<td>«Будь плохенький, да если наберётся <br>Душ тысячки две родовых,<div>— Тот и жених»;<br>«Кто беден, тот тебе не пара»;<br>«При мне служащие чужие очень редки; <br>Все больше сестрины, свояченицы детки; <br>Один Молчалин мне не свой, <br>И то затем, что деловой. <br>Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, <br>Ну как не порадеть родному человечку!»<br></td>
</tr></tbody>
</table>

Слайд 4.
Проблематика комедии "Горе от ума". Любовный конфликт.
В пьесе изображено три любовных треугольника:
1) Чацкий − Софья − Молчалин,
2) Софья − Молчалин − Лиза,
3) буфетчик Петруша − Лиза − Молчалин.
Автор использовал этот прием, чтобы показать одновременно комичность и трагичность сложившейся ситуации.
Решение рисунок 3
Слайд 5.
Краткая характеристика основных героев

Герой Взгляды Поведение Важные черты
Чацкий Свободомыслие, критическое мышление, тяга к просвещению. Эмоциональное, несдержанное, но искреннее. Умный, ироничный, честный, прямолинейный. Влюблен, поэтому особенно старается быть убедительным.
Софья Разделяет мнения своего окружения, но бунтарка в плане выбора возлюбленного. Своенравное, смелое, доверчивое. Мечтательная, романтичная, умная, может быть скрытна, склонна к мести. Присутствует нравственная слепота из−за постоянного нахождения в фамусовском обществе.
Молчалин Приспособленческие, циничные. Личное мнение не высказывает. Скрытное, изворотливое. Скрытный, лицемерный, сдержанный, склонен всем угождать.
Фамусов Консервативные, резко высказывается о новых веяниях. Ханжеское, грубое, уверенное, высокомерное. Может быть склонен к лести из корыстных мотивов. Помогает родственникам и друзьям продвинуться по службе. Расчетливый, небрежный, шумный, вздорный, авторитетный.
Скалозуб Консервативные, ограниченные. Самоуверенное, самовлюбленное, равнодушное к другим людям. Черствый, глупый, бестактный. Мечтает о звании генерала.

Слайд 6.
Художественное новаторство комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума":
• Изменение классического любовного конфликта. Любовный конфликт порождает социальный и переплетается с ним. На первый план выходят разногласия людей и мнений, любовная линия, водевиль − не главная тема.
• Использование внесценических персонажей. Этот прием помогает автору более широко показать противоборствующие стороны, раскрыть истинные ценности и их мотивы во всей многогранности.
• Использование вольного ямба. Канонический александрийский стих (шестистопный ямб с парной рифмовкой) заменен Грибоедовым гибким размером, который позволяет передать все оттенки живой разговорной речи. Кроме того, Грибоедов применяет разнообразную рифмовку (парную, перекрестную, кольцевую, внутренние рифмы). Это придает стиху комедии легкость, динамичность и сходство с интонациями реального разговора.
• Афористичный язык. Комедия обогатила русский язык множеством крылатых выражений, которые до сих пор актуальны и иногда используютсяв повседневной речи.
• Публицистические монологи и герой−резонер. Во время действия комедии главный герой Чацкий произносит несколько монологов, посвященных проблемам государственного устройства, просвещения, крепостного права. Это раскрывает образ главного героя и показывает мнение автора по поднимаемым вопросам. Чацкий выступает в роли героя−резонера.
Слайд 7.
Вопросы и обсуждение.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается актуальным произведением, которое поднимает важные социальные вопросы и исследует человеческие отношения, продолжая вдохновлять и волновать читателей на протяжении веков.
Как вы думаете, какие проблемы комедии наиболее актуальны сегодня? Как вы понимаете героев произведения? Какие выражения из комедии вы используете в своей жизни?